Поиск
Вход в систему
Автоматические раздвижные ворота на даче своими руками
Автоматические раздвижные ворота – замечательный вариант для дачи или частного дома. Они надежны, долговечны и удобны в эксплуатации. Сегодня на рынке строительных материалов имеется большой выбор необходимых комплектующих для ворот, поэтому возвести их можно самостоятельно. Для этого достаточно понять принцип работы и учесть все конструктивные особенности раздвижных ворот, а при установке придерживаться технологии монтажа ограждений подобного типа.
Содержание
- Принцип работы и описание автоматических раздвижных ворот видео
- Комплектующие для создания автоматических откатных ворот
- Изготовление автоматических раздвижных ворот своими руками
Принцип работы и описание автоматических раздвижных ворот
До недавнего времени раздвижные ворота устанавливались редко и самым популярным ограждением были обыкновенные распашные ворота. Это обуславливалось дороговизной комплектующих для откатных ворот. Сегодня комплект фурнитуры для автоматических раздвижных ворот стал более доступным, и все больше людей интересуются и самостоятельно устанавливают такие ворота.
Раздвижные ворота для дачи бывают двух типов:
- рельсовые ворота;
- ворота консольного типа.
Первый вариант - это устаревший вид ворот, которые можно встретить на предприятиях или на территории частных домовладений. Более популярен второй вариант, распространенный повсеместно. Такие ворота имеют дополнительную консоль, которая является продолжением полотна двери. Консоль скрыта за забором, который прилегает к воротам.
Принцип работы автоматических ворот консольного типа следующий. К каркасу раздвижных ворот приварена жесткая направляющая (консоль), благодаря которой передвигается полотно. Направляющая движется по откатным тележкам, закрепленным на фундаменте для ворот.
Каждая откатная тележка имеет по 8 подшипников с напрессованными полимерными или металлическими роликами. Откатные тележки расположены внутри направляющих, что дополнительно уберегает их от атмосферных осадков и продлевает срок пользования.
При нормальных условиях эксплуатации система откатных ворот должна выдерживать не меньше 50000 циклов закрывания/открывания – это примерно 15 лет средней интенсивности использования
К преимуществам автоматических ворот откатного типа можно отнести:
- возможность проезда автомобилей любой высоты (отсутствует направляющая вверху и внизу проема);
- ворота могут управляться при помощи автоматики или механическим способом;
- не требуется дополнительное обслуживание;
- простота монтажа (установить раздвижные автоматические ворота можно самостоятельно).
Главный недостаток установки откатных ворот – использование достаточно большого места для открывания ворот. Часто из-за недостатка места приходится отказываться от раздвижных ворот в пользу распашных.
Комплектующие для создания автоматических откатных ворот
Для изготовления автоматических ворот своими руками необходимо приобрести специальные комплектующие для установки раздвижной системы.
Комплект для консольных раздвижных дверей должен включать:
- Несущая балка (направляющая). Ее толщина зависит от тяжести панели ворот, а длина должна равняться 1,6*ширину проема ворот.
- Роликовые каретки (несущие тележки), 2 штуки.
- Плата, удерживающая ворота от бокового раскачивания во время перемещения.
- Концевой ролик уменьшает тяжесть ворот в открытом состоянии и обеспечивает бесшумность работы системы.
- Нижний и верхний ограничитель (уловитель) снижает качание ворот во время ветра.
Если планируется автоматическое управление воротами, то необходимо дополнительно купить комплект автоматики, который состоит из следующих элементов:
- Редуктор (привод) для откатных ворот - «мозг» рабочего механизма. При его выборе надо учитывать:
- мощность двигателя (зависит от веса ворот);
- интенсивность использования ворот;
- материалы изготовления основных деталей (качественные изделия изготавливают из стали, более дешевые – из порошкового металла или силумина);
- концевые выключатели (механические или магнитные).
- Зубчатая рейка (лучше использовать оцинкованную рейку). Для длинных (больше 4,5 метров) и тяжелых ворот необходимо выбирать зубчатую рейку толщиною не менее 8 мм.
- Фотоэлементы – синхронизируют поступление инфракрасного луча между передатчиком и приемником, препятствуют закрытию ворот, если в проеме находиться какой-либо предмет.
- Пульт управления.
- Сигнальная лампа.
- Монтажное основание.
Автоматика, собранная из комплектующих немецких и итальянских производителей, считается самой надежной и подходит для использования в разных климатических условиях.
При самостоятельной установке откатных ворот надо предусмотреть возможность их открытия в случае поломки автоматики
Изготовление автоматических раздвижных ворот своими руками
Рассмотрим подробно, как сделать раздвижные ворота консольного типа с обшивкой из профильного листа.
Необходимые инструменты и материалы
Из инструментов для работы понадобятся:
- сварочный аппарат (инверторный или обычный), рассчитанный на ток более 1000 Ам;
- электроды толщиною 3 или 2,5 мм;
- отрезная машина по металлу или болгарка;
- диски для нарезки и обработки металла перед покраской;
- воздушный компрессор для покраски (если его нет, то можно использовать обычную кисть или валик);
- бетономешалка;
- лопата;
- молоток;
- шуруповерт;
- рулетка;
- строительный уровень.
Дорогостоящие строительные инструменты (сварочный аппарат, болгарка) не обязательно покупать, их можно арендовать на время – это будет экономически целесообразно.
Для изготовления раздвижных ворот надо подготовить следующие материалы:
- профильная труба для изготовления каркаса (60*40*1,5-2,5) и перемычек (40*20*1,5-2,5); металлические трубы можно закупить на металлобазе, стараясь выбрать материал без ржавчины и изъянов;
- профильные листы для обшивки;
- краска и грунтовка;
- герметик;
- арматура сечением 10-14 мм;
- металлический швеллер 16-20 мм;
- крепеж обшивки (саморезы и вытяжные закрепки);
- провода под автоматику (длина провода – расстояние от электрощита до фундамента);
- консольное оборудование.
Начало работы: разработка план-схемы и подготовка места для установки ворот
Важный этап создания раздвижных ворот – составление чертежа с указанием всех размеров (высота, ширина, длина, просветы и место для отката). От материала рамы и габаритов ворот зависит вес ворот и последующий выбор консольного комплекта.
Ширина ворот должна быть достаточной для свободного заезда/выезда транспорта.
Кроме того, надо учесть и ширину улицы – в узких переулках приходиться устанавливать широкие ворота для нормального разворота машины.
Для того чтобы понять, будет ли удобен проем, можно в землю вбить пару колышек по ширине ворот и попробовать заехать на машине во двор.
Ширина проема определяет и место, необходимое для отката ворот.
Оптимальная длина ворот (ширина проема + место отката) = проем ворот*1,6
Высота ворот обычно берется на 10 см меньше высоты самого забора.
После составления чертежа можно приступить к подготовке места для установки автоматических ворот. Проем надо выровнять и очистить от мусора.
Отдельно надо подготовить место для резки, покраски и сварки металлических труб и полотна. Для такой работы можно соорудить и установить специальных «козликов».
Возведение опорных столбов и закладка фундамента
Монтаж ворот автоматических надо начинать с установки опорных столбов. В качестве материала для опоры можно использовать: швеллер, дубовый брус, стальную трубу, кирпичный или бетонный столб.
Монтировать опорный столб надо на глубину не менее одного метра
Порядок установки столба:
- Выкопать яму глубиною один и более метра.
- По уровню установить столб.
- Залить яму бетоном (раствор из песка, цемента и щебня мелкой фракции).
Для застывания бетона понадобиться около недели. Поэтому, чтоб не терять время, надо заранее позаботиться о возведении опорных столбов.
Закладка фундамента происходит следующим образом:
- Выкапываем траншею П-образной формы (глубина в месте размещения колон – около 1700 мм, в перемычке – 500 мм).
- Дно траншеи надо засыпать песком (10 см) и утрамбовать.
- Арматуру нарезать кусками по 1 метру и приварить к полочкам швеллера.
- Опускаем швеллер с арматурой в траншею ножками вниз и выравниваем его расположение по уровню.
- Заливаем бетоном арматурный каркас.
Верх швеллера должен находиться на одном уровне с землей, создавая ровную площадку для заезда автомобиля. Фундамент оставляем застывать на неделю, а за это время можно сделать каркас ворот и обшить его металлическими листами.
Изготовление каркаса
Согласно имеющемуся чертежу нарезаем трубы для основной конструкции (рамы) и для перемычек.
Вымерять и резать металл надо очень осторожно, контролируя правильность углов наклона перемычек
Перед сваркой все элементы каркаса надо очистить металлической щеткой (убрать окалину), обезжирить растворителем и обработать антикоррозийным грунтом для металла.
Последовательность сварки рамы и обрешетки:
- Для удобства работы можно создать специальный стенд для сварки: вбить в землю колья и уложить перемычки.
- На стенд выложить профильные трубы (продольные и поперечные рамы ворот), прихватить их точками, проверить диагонали конструкции и проварить швы.
- Выкладываем обрешетку откатных ворот, прихватываем и проверяем ровность конструкции. Привариваем обрешетку короткими швами (1 см через каждые 0,5 см).
- Швы сварки зачистить, обезжирить и покрасить каркас.
Монтаж рамы и обшивка раздвижных ворот
Установка откатных ворот происходит в такой последовательности:
- В несущую балку вставляем в тележку с роликами. Эту конструкцию устанавливаем на фундамент (швеллер).
- Выдвигаем балку в проем. При этом регулируем просвет между столбом и концом балки (оптимально – около 4-5 см).
- Под консоль надо подложить дощечки, чтоб она не заваливалась на свободный конец.
- Привариваем заднюю тележку.
- Передняя несущая тележка при полном открытии ворот будет упираться в концевой ролик, поэтому ее надо устанавливать на расстоянии около 15 см от края проема.
- Площадки несущих тележек надо обварить (швы – по 4 см с каждой стороны).
- На несущую балку устанавливаем каркас панели, контролируя совпадение их осей.
- Привариваем каркас к балке с обеих сторон (шов – около 3-х см, шаг – 40 см). В месте расположения роликов делать швы не надо – сварка может их повредить.
- Устанавливаем верхний кронштейн. Ролики кронштейна на время сварки надо снять, чтоб они не оплавились. Панель ворот должна располагаться строго вертикально.
- Щель между панелью и несущей балкой надо обработать сначала антикоррозионным грунтом, а потом – герметиком. Поврежденные места при установке надо покрасить.
- Обшить каркас ворот профильным листом. Крепежные элементы должны располагаться равномерно. После установки всех листов можно сделать среднюю линию крепежа по заранее нанесенным отметкам.
- Монтаж нижней ловушки. Для установки нижней ловушки надо дополнительно монтировать опорную трубу (металлический профиль 80*80). Так называемый, приемный столб крепится к столбу забора сваркой с применением большого количества анкеров. Нижняя ловушка крепится таким образом, чтоб ворота закатывались на нее концевым роликом.
Установка автоматики
После монтажа раздвижных ворот можно приступить к установке автоматики. Для начала надо ознакомиться с инструкцией к электроприводу, так как разные автоматические системы имеют некоторые отличия и нюансы монтажа. Однако существуют правила, касающиеся всех моделей без исключения.
- На швеллер (между роликовыми каретками) устанавливается монтажное основание.
- На монтажное основание крепится электропривод.
- Зубчатая рейка должна находиться на каркасной трубе, а не на направляющем рельсе. При этом рейка должна располагаться посередине шестерни электропривода.
- Рейка крепиться по всей длине ворот.
- Устанавливаем на рейку концевые выключатели, подключаем привод.
- Со стороны проезжей части при помощи саморезов монтируют сигнальную лампу.
- Подведение и подключение электрики к плате управления автоматического привода должно осуществляться согласно схеме, указанной в инструкции
Самодельные раздвижные ворота обойдутся гораздо дешевле, чем их заказ в специализированной фирме. Но, все же для их монтажа придется купить специальные комплектующие для откатных ворот и систему автоматики. Кроме того, надо быть готовым, что монтаж раздвижных ворот своими руками – трудоемкий процесс, требующий точного расчета, определенных знаний и навыков в строительстве.